ЧТО ДАДУТ ЗА СЛОМАННЫЙ iPHONE? МОБИЛЬНЫЙ ИЛИ ДЕНЬГИ.

Некоторые производственные дефекты техники проявляются не сразу, а спустя годы. Так произошло в деле потребителя, чей мобильный телефон перестал включаться через два года после покупки. Отремонтировать гаджет нельзя, потому что запчастей нет. Остаются два варианта: замена на аналогичный товар или возврат денег. Потребитель хотела денег, но может ли она претендовать на них по закону, решали суды.

Товар подвел vozvrattovara

Телефон iPhone 5 Валентины Варинцевой* перестал включаться через два года после покупки – за пределами гарантийного срока (1 год), но в пределах срока службы товара (5 лет). Экспертиза заключила, что причиной стал производственный дефект. Отремонтировать устройство оказалось невозможно. Варинцева направила в «Эппл Рус» претензию, в которой потребовала вернуть 25 999 руб. за телефон и возместить убытки. В ответ импортер послал Варинцевой телеграмму о том, что телефон надо передать для проверки качества. Но она не получила телеграмму и решила, что ее претензия осталась без ответа.

Варинцева обратилась в суд с требованием вернуть деньги за товар, компенсировать моральный вред, расходы на экспертизу и адвоката. Судебная экспертиза подтвердила, что дефект производственный, но отремонтировать устройство нельзя, потому что запчастей нет. «Согласно политике компании Apple, устранение недостатка производится путем замены на идентичное изделие», – изложил специалист. Из этого райсуд сделал вывод, что недостаток устранимый, а значит, истец должна была сначала добиваться его исправления. Требование о возврате денег преждевременное – так районный суд объяснил отказ в иске.

Иного мнения оказалась апелляция, которая по-другому истолковала заключение судебной экспертизы. Если компания Apple не производит нужные комплектующие, то способ устранения недостатка сводится к полной замене устройства, а это нельзя считать ремонтом, отметила апелляционная инстанция. Следовательно, недостаток считается существенным и неустранимым, а Варинцева имеет полное право на возврат денег, объяснил Самарский областной суд. Кроме того, апелляция обязала потребителя вернуть телефон импортеру.

Существенный и устранимый недостаток

«Эппл Рус» не согласился с таким решением и направил жалобу в Верховный суд, который дал свою оценку делу. Кассация напомнила, что потребитель должен вести себя последовательно. Сначала он вправе потребовать устранить существенные недостатки товара, напомнила гражданская коллегия. А уже потом он может добиваться возврата денег, если его обращение проигнорировано или поломка оказалась неустранимой. То есть такой, которую не получится исправить с целью приведения товара в соответствие требованиям закона (п. 13 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года). При этом п. 6 ст. 19 закона о защите прав потребителей не говорит, как именно надо устранять недостаток – с помощью запчастей или замены на аналогичный товар, отмечается в определении № 46-КГ-19-1. Поэтому Верховный суд раскритиковал апелляцию за вывод, что замена не является способом ремонта и дает потребителю право сразу требовать уплаченную сумму. С такими указаниями ВС отправил дело на пересмотр в Самарский облсуд

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Материал портала pravda.ru.